Автор Тема: Поездка на реку Кан  (Прочитано 1109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Frust

  • Руководитель внедорожного комитета
  • Председатель Федерации
  • ас
  • ******
  • Сообщений: 4262
  • Карма: +25/-3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Поездка на реку Кан
« : 20 Октября 2014, 13:44:17 »
Идея съездить до р.Кан засела в голове еще в 2012 году. Но по ряду разных причин реализовать поездку не удавалось.

И вот в октябре 2014 год друзья-джипперы из Красноярска предложили поехать.

Компания собиралась отличная и было решено ехать. Эскуда к тому времени уже приготовилась к зимней спячке, поэтому было решено ехать штурманом на автомобиле LandRover Discovery.

Это была не просто поездка выходного дня, был исторический контекст поездки.

Окунёмся в историю...

Цитировать (выделенное)
Великий Сибирский Ледяной поход

Дата: 14 ноября 1919 — март 1920

Вели́кий Сиби́рский Ледяно́й похо́д — официальное название отступленияВосточного фронта армии адмиралаКолчака на восток зимой 1920 года. В ходе операции в тяжелейших условиях сибирской зимы был совершен беспримерный по протяженности, почти 2000-километровый конно-пеший переход от Барнаула и Новониколаевска[1] доЧиты. Этот поход получил в Белой армии официальное наименование «Великий Сибирский поход» с неофициальным прибавлением «Ледяной».

Руководил походом главнокомандующий Восточным фронтом Генерального штаба генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель, назначенный на эту должность в середине декабря 1919 года. После его смерти 26 января 1920 года, командование войсками принял генералСергей Николаевич Войцеховский.

История похода

Отступление началось после тяжелых поражений Белой армии в Омской операции и в Новониколаевской операциив ноябре-декабре 1919 года. Армия, возглавляемая генералом Каппелем, отступала вдоль Транссибирской железной дороги, пользуясь для перевозки раненых имевшимисяэшелонами. По пятам с запада наступала5-я Красная армия под командованиемГ.Х. Эйхе. Ситуация осложнялась многочисленными мятежами в тыловых городах и атаками разрозненных партизанских отрядов, ещё больше усугубляли переход лютые сибирские морозы. Сами белые части после серии поражений находились в деморализованном состоянии, централизованное снабжение было парализовано, пополнения не поступали, дисциплина катастрофически упала.
Начальник штаба 2-й Белой армииВосточного фронта генерал-майор С.А. Щепихин характеризовал свои части к тому времени как «только вооружённое скопище людей».

В этих условиях назначение командующим фронтом В.О. Каппеля, который пользовался безграничным доверием и авторитетом в колчаковских войсках, стало первым шагом на пути к попытке избежать гибели всей колчаковской армии. В его распоряжении оставались части только 2-й армии, так как связь и взаимодействие с 1-й и 3-й армиями были утрачены. Контроль над железной дорогой находился в рукахЧехословацкого корпуса, в результате чего части генерала Каппеля лишились возможности использовать железную дорогу. Поэтому белые войска погрузились в сани и двигались на них. Армии, таким образом, представляли собой гигантские санные обозы.

Первым шагом Каппеля стал приказ, разрешающий всем колеблющимся сдаваться большевикам или расходиться по домам. В том же приказе он предупреждал, что всех оставшихся с ним ждут тяжелые испытания. Тем самым, он оставлял в строю только наиболее надёжный контингент бойцов. Численность армии резко сократилась, но её боеспособность - повысилась. Первым испытанием стал штурм Красноярска. При подходе белогвардейцев в Красноярскеначалось восстание рабочих под руководством большевиков, к которому примкнул гарнизон во главе с начальником гарнизона генераломБрониславом Зиневичем. Генерал Зиневич, решив идти на мир сбольшевиками, стал уговаривать Каппеля по телеграфу сделать то же самое. Генерал Каппель не согласился на мир и затем приказал выбить гарнизон Зиневича из города. После ряда безуспешных стычек (5 — 6 января 1920 года) около 12 тысяч белогвардейцев, обойдя Красноярск с севера, выдержав тяжелый бой с красноармейскими частями у деревни Дрокино и перейдяЕнисей, двинулись на восток, примерно столько же человек сдались красноярскому гарнизону. Эти действия части Белой Гвардии были связаны с усталостью от уже проделанного похода и неизвестностью дальнейшего пути.

7 января соединились остатки 2-й и 3-й белых армий, в строю оставалось до 30 000 человек. Отступление после Красноярска было решено вести несколькими колоннами ввиду трудностей снабжения такой большой массы войск. Колонна под командованием Константина Сахаровашла вдоль Сибирского тракта и железной дороги, а колонна Каппеля направилась на север по Енисею, затем по реке Кан доКанска, где соединилась с колонной Сахарова. Часть второй колонны под командованием генерала А.П. Перхуровадвинулась дальше на север вдоль Енисея до его слияния с Ангарой, затем по Ангаре до устья реки Илим, по которой направилась до Илимска, после чего направилась через Байкал на Усть-Баргузин и Читу, но к марту 1920 года почти полностью погибла, а сам Перхуров попал в плен.

На этом этапе белым войскам удалось оторваться от преследования, чему способствовала задержка красных войск в Красноярске для восстановления снабжения и пополнения. Уничтожение войск Каппеля было поручено партизанским армиям А.Д. Кравченко иП.Е. Щетинкина. Переход по реке Кан оказался одним из самых тяжёлых участков похода. Историк Руслан Гагкуев описывает так этот эпизод похода:

Движение по реке Кан было не только тяжёлым, но и крайне опасным. Река, покрытая толстым слоем снега, под которым струилась вода незамерзающих горячих источников, тридцатипятиградусный мороз… Более тяжёлые условия, пожалуй, придумать сложно. Люди, двигаясь в темноте по реке, фактически, наощупь, постоянно проваливались в полыньи, которые не были видны под снегом. Многих из них покидали силы и они оставались лежать на этом крёстном пути…[2]

Орден «За Великий Сибирский поход»

К 10 января тяжелейший и стоивший больших потерь замерзшими и обмороженными переход по реке Кан окончился - войска вышли в село Барга. Во время этого перехода генерал Каппель провалился в полынью и отморозил ноги. Проведённая ампутация ног и вызванное переохлаждением воспаление лёгкихсильно подорвали силы генерала, но он продолжал руководить войсками, поручив генералу Войцеховскому лишь ряд своих полномочий. Узнав о восстании в Канске и переходе гарнизона на сторону большевиков, Каппель 12-14 января обошёл город с юга. Далее войска двигались по Сибирскому тракту, что было тоже немногим легче в условиях начавшихся сильных снегопадов и морозов. 19 января войска заняли станцию Замзор и узнали о восстании в Иркутске. Теперь наряду с трудностями погоды предстояли тяжелые бои. 22 января белые части выбили повстанцев и партизан из Нижнеудинска, на следующий день там Каппель провёл своё последнее совещание, а 26 января 1920 года умер в пути движения армии на одном из железнодорожных разъездов, накануне передав управление войсками генералу Войцеховскому. Тело Каппеля войска, продолжившие поход, забрали с собой.

21 января в Иркутске Верховный Правитель России адмирал Колчак был выдан чехословаками большевикам. 23 января в Нижнеудинске на совете штаба армии, собранном умирающим генералом Каппелем, было приняло решение братьИркутск штурмом, освободить Колчака и создать в Забайкалье новый фронт для борьбы с большевиками. 24 января началось наступление белых войск на Иркутск.

Красноармейцы, захватившие власть в Иркутске, попытались остановить белых, выслав им навстречу из Иркутска красные отряды, которые заняли станциюЗима. 29 января после упорного боя части 2-й армии Войцеховского овладели Зимой.

Движение Белой армии к Иркутску затянулось. Опасаясь, что каппелевцы всё же возьмут Иркутск и освободят Колчака,Ленин прямым приказом санкционировал[3] расстрел Колчака, который был приведён в исполнение 7 февраля 1920 года.

Узнав об расстреле Колчака, генералВойцеховский не стал проводить уже ставший ненужным штурм Иркутска. Каппелевцы двумя колоннами обошли Иркутск и направились в поселокБольшое Голоустное. Планировалось оттуда перейти Байкал и достичь станции Мысовая Забайкальской железной дороги. Там каппелевцев уже ожидали войска атамана Семенова и санитарные поезда.

В середине февраля 1920 года каппелевцы перешли Байкал, который наравне с переходом по реке Кан, стал одним из самых сложных отрезков пути Великого Сибирского похода. Всего Байкал перешло 30-35 тысяч человек. На станции Мысовая раненые и больные каппелевцы, а также женщины и дети были погружены в эшелоны, а здоровые продолжили свой поход (около 600 км) до Читы, которой и достигли в начале марта 1920 года.
Когда поход закончился, генерал Войцеховский учредил Знак отличия Военного Ордена «За Великий Сибирский поход»[5] (название награды ставило её в один ряд с Орденом Святого ГеоргияРусской Императорской армии[6]). Знаком награждались все солдаты и офицеры, прошедшие Великий Сибирский Ледяной Поход.

(С) Википедия



Если кратко, то по реке Кан в 1920м году проходили белогвардейцы, под командованием генерала Каппеля.

На месте старого моста, которы сгорел в начале 2000х годов, установлен православный крест, с памятной табличкой.

На этом экскурс в историю закончим, поехали!!!

Первоначальный маршрут предполагался "Железногорск-Кедровый-р.Мал.Итат-р.Кан".

Основная колонна, порядка 7 автомобилей, выдвинулась утром. Мы же на 4 часа позже, в один экипаж.

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8589.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8587.jpg
Поездка на реку Кан


До Кедрового долетели быстро. Далее на развилке Итат-Хвойный обнаружили, что колонна ушла на Хвойный вместо Итата, это был крюк километров в 60...поехали за ними.

До основной гравийной дороги Хвойный-п.Дальний шли хорошо, а это самый категорийный участок пути. Засаживались всего 3 раза. Лебёдка рулит :)

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8585.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8584.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8582.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8581.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8578.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8576.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8573.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8575.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8572.jpg
Поездка на реку Кан


За 3км до выхода с зимника на гравий обнаружили сломанный автомобиль ARO. Ещё чере 300м подобрали идущий экипаж аро. Вывезли из на асфальт до трассы М53.

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8571.jpg
Поездка на реку Кан


От трассы двинулись в сторону п.Дальний к Кану.

Эвакуация Аро была намечена на следующий день.

50км пролетели на ура и к 19:00 были на месте.

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8549.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8551.jpg
Поездка на реку Кан

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8550.jpg
Поездка на реку Кан


На обратном пути разложился лесовоз...

http://content.foto.my.mail.ru/inbox/zrc/8542/h-8592.jpg
Поездка на реку Кан


Вот такая поездочка получилась :)
« Последнее редактирование: 20 Октября 2014, 17:57:56 от Frust »
ВАЗ 21013 "ПУЛЯ" 1200сс МТ
Honda Integra DA7, ZC, 1600сс АТ
Toyota Cresta GX90, 1G-FE 2000сс АТ
VW PASSAT B5+, ALZ, 1600сс МТ
SSangYong Musso, 4WD,2900сс,TD,МТ
MMC Montero III, 4WD, 3800cc, AT