Автор Тема: Горный Алтай 2012. Долина Чулышмана  (Прочитано 1714 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Frust

  • Руководитель внедорожного комитета
  • Председатель Федерации
  • ас
  • ******
  • Сообщений: 4262
  • Карма: +25/-3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Горный Алтай 2012. Долина Чулышмана
« : 03 Сентября 2012, 22:43:21 »
Уже 5-й год подряд, летом, мой отпуск проходит в Горном Алтае. В этот раз целью поездки было посещение долины реки Чулышман, тем более в это время там проходил 5-й ежегодный слёт владельцев автомобилей SSangYong Korando/Musso, Tagaz Tager/RoadPartner.

Дорогу до Акташа описывать не имеет смысла, кто читал мой прошлогодний отчет о поездке на плато Укок, тот знает, что там да как, по дороге на Акташ.

По пути нашего следования к нам присоединились экипажи из Барнаула, Красноярска и Москвы и в четыре экипажа мы двинулись дальше.

От Акташа нам предстояло пройти порядка 130 км до Базового Лагеря (далее БЛ) слёта. Дорога проходила через перевал Улаганский.




Это зона покоя, находясь там нельзя громко разговаривать, материться, мусорить. В общем, священное место для алтайцев.

По пути нашего следования мы прошли 2 поселка, первым был Улаган, довольно большое поселение, далее был Балыктуюль и еще порядка 50км до перевала Кату-Ярык.
С вершины перевала открывается сумасшедший вид на долину реки Чулышман. Перепад высоты 800м. Протяженность перевала 3.5км. Веселая дорожка скажу я Вам.



Спуск прошел без эксцессов, пониженная передача и работа тормозом, главное не перегреть тормоза. От подножья перевала нам предстояло пройти еще 30км до БЛа. Вполне сносная гравийка, но местами с «гребнем», пожалел, что не спустил колеса.

БЛ располагался на берегу Чулышмана, прям напротив «каменных грибов», место очень красивое и живописное. На каждый день были намечены экспедиции, как пешие, так и на машинах. Пеших экспедиций было две, на «каменные грибы» и на водопад Учар. Первая не представляла большой сложности, так как грибы были видны с БЛа, а вот поход на водопад занимал целый день и был крайне сложным маршрутом. Мы решили в первый день подразмяться и сходить на грибы.

«Грибы»

Переправились на лодке на другой берег Чулышмана.

Группа была из 20 человек, организаторы слета попросили меня возглавить группу и провести до грибов. Нам предстояло преодолеть довольно крутой подъем в гору, протяженностью примерно 3км, ползли долго, сказывалась жара в тот день.

На второй день из за прошедшего ночью дождя на водопад было идти опасно и было решено съездить в автоэкспедицию на южный берег Телецкого озера (ЮБТО).







«ЮБТО»

Дорога от БЛ до ЮБТО была так же гравийная, 40км в одну сторону и проходила через 3 селения, Коо, Кокбеш и Балыкча. Всю ночь перед нашей поездкой шел дождь и в районе Кокбеша сошел грязевой сель, перекрыв всю дорогу. Однако местные работают оперативно, пригнали трактор и расчистили дорожку. Но сель я Вам скажу зрелище суровое, никогда до этого не видел такого разрушительного потока.

На подъезде к одному из поселений встретили пару журавлей, брачный период у них походу.

Самое крупное поселение это Балыкча.

Помимо кучи мелких магазинчиков там есть отделение полиции, начальная школа и медпункт. Русских нет, совсем нет, сплошные алтайцы.
Само ЮБТО сильно не впечатлило, проводится большая аналогия с берегом Красноярского моря.

На обратном пути при въезде в Балыкчу мы увидели водопад и решили сходить до него.

Земляники там пруд пруди.

Местное население наглое до безобразия. Увидев, что большая группа внедорожников прошла в сторону ЮБТО они оперативненько перекрыли дорогу УАЗиком и стали взимать оброк за проезд, 1.5л бензина. Разговаривают нагло, хамовато, в общем, негативное впечатление от местного населения.









Водопад «Учар»

Дорога предстояла долгая, по заверению местных проводников дорога до Учара была 10-11км, однако мы взяли все же с собой электронный шагомер для точного замера расстояния. Сначала путь пролегал по долине, порядка 6км, далее был вход в Чульчуйское ущелье и вперед по склону одного из хребтов этого ущелья. Недаром водопад Учар входит в 5-ку самых труднодоступных водопадов мира, путь до него только пеший, даже лошадь там не пройдет. Тропа шла то по каменной насыпи, то по большим валунам, то по лесному массиву, то по отвесной скале.

Учар переводится как «летящая вода», вид на водопад просто завораживает, шум стоит неимоверный, прохлада и свежесть.

До водопада мы добрались за 3 часа 40 минут, обратно за 3 часа 20 минут. Проводники сказали, что мы, какие то спортсмены и давно они не видели групп, которые так резво скакали по горам.














З.Ы. Обратно не хотелось уезжать из столь живописного места, но времени свободного было в обрез, поэтому с большим сожалением мы возвращались домой.
Общий километраж за поездку составил 3600км, средний расход порядка 11.5л\100км.

ФОТОГРАФИИ: foto.mail.ru/inbox/zrc/5098/
ВАЗ 21013 "ПУЛЯ" 1200сс МТ
Honda Integra DA7, ZC, 1600сс АТ
Toyota Cresta GX90, 1G-FE 2000сс АТ
VW PASSAT B5+, ALZ, 1600сс МТ
SSangYong Musso, 4WD,2900сс,TD,МТ
MMC Montero III, 4WD, 3800cc, AT