Автор Тема: Отчет: "Таинственное плато Укок"  (Прочитано 2110 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Frust

  • Руководитель внедорожного комитета
  • Председатель Федерации
  • ас
  • ******
  • Сообщений: 4262
  • Карма: +25/-3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Отчет: "Таинственное плато Укок"
« : 03 Сентября 2012, 22:23:38 »
Таинственное плато Укок.

Зона Покоя плато Укок, манящая, таинственная земля скифов. Воистину край первобытной природы, нетронутой современной цивилизацией. Находясь там, ощущаешь себя первопроходцем, о присутствии на этой территории человека напоминают лишь немногочисленные автомобильные проселки, колючая проволока пограничной линии и редкие стойбища скотоводов. Средняя высота над уровнем моря 2500 метров, со всех сторон плато окружено горными массивами. Попасть на плато можно только по нескольким перевалам, которые доступны всего два-три месяца в году. Но все по порядку…
Задумка побывать на плато Укок терзала меня с 2008 года. Подготовка к поездке началась еще ранней зимой, собиралась информация обо всем, что связанно с плато, отчеты прошедших экспедиций, история, мифы и легенды. Основной, на мой взгляд, проблемой было согласование нашей поездки с пограничниками, ведь Укок это во первых приграничная зона, на плато граничат 4 государства, Китай, Монголия, Казахстан и Россия, во вторых Укок это Особо Охраняемая Природная Зона, объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Отъезд был назначен на 2 августа, изначально собиралось 4 экипажа, но как обычно водится к отъезду подтвердило свое участие 2 экипажа: 1. Шелепов Глеб и Овечкин Вячеслав – SsangYong Musso (Железногорск). 2. Ябровы Алексей и Виктория – MMC Pajero (Красноярск).

   День первый: В 10:30 встретившись недалеко от трассы «Красное Кольцо» мы выдвинулись в сторону Кемерово. В этот день нам предстояло преодолеть порядка 900 км и заночевать в гостинице на выходе с трассы Алтай-Кузбасс. Примерно в 21:00 мы были на месте, разместились в уютных номерах, поужинали и легли спать.



 День второй:  На перегоне Барнаул-Бийск попадаем в многокилометровую пробку, по нашим ощущениям километра 2-3 точно. Все стоит, движения ноль, дальнобойщики по рации говорят, что военные перекрыли трассу. Недолго думая съезжаем в поле и начинаем объезжать пробку, выходим к месту перекрытия трассы, автоматчики, куча военных. Оказывается, военные передислоцировали комплексы «Тополь-М», впервые их видел. Как только трассу открыли, начался хаос, все прут напролом, обгоняя друг друга, весело короче.




 Вот мы и в Горном Алтае. Бирюзовая Катунь, горы, неописуемая красота. Затарились медом и медовушкой.



Так как основной проблемой, которая меня тревожила, были погранцы нами было принято решение в этот день как можно ближе приблизиться к пос. Акташ, где располагался отряд пограничников. Погода на Алтае крайне переменчива, как только мы переехали на противоположный берег Катуни и двинулись в сторону Шебалино полил сильный ливень, в какой-то момент я уже думал остановиться и переждать дождь, ехать было очень трудно, с гор на дорогу лились не просто ручьи, а полноводные реки, неся с собой на асфальт горы грунта. Но все обошлось, и дождь сменился более менее сносной погодой. В Шебалино мы заполнили все имеющиеся у нас ёмкости топливом (70 литров бак и 120 литров канистры) и двинулись дальше.



Нам предстояло пройти первый перевал, Семинский, высота перевала 1894 метра. Подъем на Семинский перевал имеет длину 9 км, а спуск 11 км. Старое алтайское название Семинского перевала - Дьал-Менку. На вершине перевала мы сделали остановку для того чтобы дать двигателям остыть.

Далее нас ждал более серьезный перевал, Чике-Таман. Его высота 1295 метров. Сложность этого перевала, в сравнении с Семинским ощущается сразу, дорога петляет по горному хребту, совершая иногда повороты практически на 180 градусов. Нашей целью на этом перевале было отыскать и пройти по старой дороге, которая использовалась издревле караванами. И мы ее нашли, поднялись по новой дороге до вершины перевала и оттуда спустились вниз (в обратном  направлении) до начала подъема. Красота неописуемая, узкая дорожка, заросшая кустарником, но еще отчетливо видна насыпь, и бетонные ограждения.











Ночлег был запланирован на берегу реки. Разбив лагерь мы приготовили ужин, посидели у костра и легли спать.





              День третий: На этот день был запланирован заход в пос.Акташ для выяснения состояния дел по нашим пропускам в приграничную зону. Пропуск мы заказывали коллективный от нашей Железногорской Городской Федерации Автомобильного Спорта. Все необходимые документы мной были отправлены за месяц до поездки, но так как состав экипажей у нас изменился было опасение, что пропуск будет недействителен из за отсутствия людей указанных в нем. Поэтому идея была следующая, мы прибываем в Акташ, узнаем по поводу пропусков и если пропуск не действителен, то заказываем новый, а пока он будет делаться мы посетим перевал Кату-Ярык, долину Чулышмана и ледник Ак-Тру. Задача на день была понятна и в 11:00 мы выдвинулись с места нашего ночлега.
По пути к Акташу мы посетили природный парк «Чуй-Оозы» (урочище Сай-Сугат). Это место слияния рек Чуя и Катунь. Вид открывается просто неописуемый. Очень отчетливо видно как смешиваются потоки рек Чуя и Катунь, цвет воды разный и поэтому контраст отчетливо заметен.







После Белого Боома заехали и пофотографировались на старом чуйском тракте.









Так же мимо не проехали и водопада Ширлак, он практически у самого чуйского тракта.







В Акташе мы были уже к обеду. Сразу заехали на КПП погранотряда. Дежурный наши пропуска не нашел и сказал после обеда созвониться с отделом пропусков, возможно наш пропуск еще у них. Это вселяло некую надежду. Обед у пограничников затяжной, почти 2 часа. Мы решили тоже отобедать в местном кафе и не зря, лагман и самса просто обалденные. В этот день удача была на нашей стороне, после обеда я созвонился с погранцами и капитан вынес на КПП наш пропуск, а вернее два. Мной были отправлены 2 комплекта документов, разница была в них в количестве народа. Капитан сказал, что главное, чтобы народы не было больше чем заявлено в пропуске. Нашей радости не было границ. И тут же встал другой вопрос, по моей информации для въезда в природный парк Зона Покоя Укок необходимо было получить разрешение в администрации пос. Кош-Агач, а это еще 100 км от Акташа. Был четверг, четвертый час вечера, значит, если мы двигаемся в сторону долины Чулышмана и делаем там одну-две «дневки» мы попадаем на выходные и далеко не факт, что в Кош-Агаче администрация работает по выходным, вернее 100% факт, что не работает. Принимаем решение на всех парах лететь в Кош-Агач, по времени должны успеть, там получать разрешение на въезд и возвращаться обратно и ехать в долину Чулышмана. До Кош-Агача долетели быстро, как заполошные залетели в местную администрацию, на вахте сидит бабушка, из местных алтайцев, я сразу ей вопрос в лоб по поводу разрешения на въезд, она на очень ломанном русском сказал, что сейчас все решим, достала сотовый телефон и на местном языке, что-то там проборматала, после чего отправила нас в администрацию природного парка, он был на соседней улице. Пока местный чиновник выписывал нам разрешения (к слову стоимость такого разрешения на одного человека 250 рэ, 150 рэ само разрешение и 100 рэ стоимость буклетика про Укок) мы усердно разглядывали подробную карту плато. Встал очередной вопрос, возвращаться обратно в Акташ или попробовать сегодня же доехать до начала перевала Теплый Ключ, чиновник уверил нас, что до перевала мы сегодня успеем (17:00 по местному времени), но пропуск в погранзону у нас был с 5 августа, а сегодня только 4-е. Решили на удачу поехать, если не пропустят на погранзаставе, то переночуем недалеко от нее, так и сделали. Дорога к погранзаставе веселая, гравийка местами напоминала стиральную доску, ползли медленно, но уверенно. На погранзаставе я переговорил с пограничником и тот сказал, что нет проблем, и он нас пропустит, проверил у всех паспорта, занес нас книгу учета въезжающих и вот, мы уже в приграничной зоне, радость просто переполняла нас, еще немного и мы на плато. Подъехав к началу перевала Теплый Ключ, мы разбили лагерь и заночевали. В том месте находятся термальные источники, зона тоже особо охраняемая. Ночка выдалась тяжелая, я спал в машине и просыпался ну прям очень часто, дул сильный ветер, температура за бортом опустилась до +6 градусов, плюс сказывался резкий подъем на высоты порядка 2000 метров.















             День четвертый: Итак, от плато Укок нас отделял лишь перевал Теплый Ключ. Перевал доступен для прохода всего 2 месяца в году, июль и август. По моим данным среднее время подъема на перевал было 2-2.5 часа, однако мы поднялись за 1 час 10 минут и это с учетом остановок на «пофотографироваться». Дорожка была очень веселая, приходилось ползти по камням в прямом смысле этого слова. Но это были всего лишь цветочки, как мы поняли позже. Местами штурманам приходилось выходить из машин и помогать водителям в проводке машин по камням. Вершина перевала, 2900 метров, дышать уже сложнее, дует пронизывающий ветер. Спуск с перевала не менее захватывающий, чем подъем, скальник, огромные булыжники и все это каменное царство окружают верховые болота.


























И вот мы на плато Укок, погода пасмурная, но главное, что нет дождя. Воды в этом году мало, а значит реки маловодные и броды мелкие. Читая многие отчеты я зачастую натыкался на рассказы, как тяжело было пройти некоторые броды на плато, коих там не мало, но нам невероятно повезло, все броды были не глубже бампера.















Первой целью на плато было посещение погранзаставы Аргамджи, опять же читая отчеты я предполагал на этой погранзаставе отметиться у погранцов, но не тут-то было. Приехав на погранзаставу, мы были немного шокированы, разруха…потом уже из разговора с местными мы узнали, что погранцы еще несколько лет назад оставили погранзаставу. С погранзаставы открывается очень красивый вид на священную гору алтайцев, Табын-Богда-Ола, по местным преданиям в этом горном массиве спрятано золото древних скифов.








Немного побродив по бывшей заставе, мы двинулись в сторону бывшего поселения Бертек. Дорога идет вдоль границы, что поразило более 50% колючей проволоки между столбами просто отсутствует, заходи, кто хочет.









На подъезде к Бертеку обнаружили небольшой ледник, который по центру разрезает река.








На месте бывшего поселения пересекли реку Ак-Алаха, которая питает Катунь и берет своё начало с ледников.







Мы «перешли» так называемую границу и, проехав несколько километров, остановились на месте кургана, где в 1993 году раскопали курган алтайской принцессы. Не буду вдаваться в историю, скажу одно, место очень интересное, видно, что камни курганов лежат очень давно, практически вросли в землю. Курганы представляют собой круги, очень правильной геометрической формы. Вид просто завораживающий.








Вернулись обратно к Ак-Алахе. По планам было пройти от Бертека до слияния рек Ак-Алаха и Акколь и вдоль реки Ак-Алаха выйти к деревне Беляши (Джазатор), но нашим планам не суждено было свершиться, пройди пару километров от Бертека мы встретили иностранных туристов, пообщавшись с их проводником (алтайцем), мы выяснили, что для достижения Беляшей нам предстоит преодолеть брод, брод глубокий и местные на коне его еле прошли, мы немного расстроились. Вернулись к Ак-Алахе и разбили лагерь. Вечер выдался холодный, я реально пожалел, что не взял с собой пуховик, стемнело быстро, и мы легли спать.

        День пятый: Проснувшись утром мы просто обалдели от открывшегося вида, небо было голубое, и открывался неимоверный вид на Табын-Богда-Олу. Отмечу сразу, что практически из любого места на плато этот горный массив отлично просматривается.











Посидев немного над картой, решили не ехать обратно через перевал Теплый Ключ, уж очень тяжело по камням ехать (о чем дальше мы пожалели, уж лучше через Теплый Ключ пошли) и решили вернуться в Аргамджи и пройти по двум перевалам и выйти на дорогу к Джазатору. Пройдя от Аргамджи километра 2 поднялись на пригорок, вид классный, далее спустились и уперлись в первый скальник, прошли его достаточно легко, далее небольшое верховое болотце, запачкались :).















Первым был перевал Калгулы, если честно, то даже не заметили его, поднялись легко, так же легко спустились. Тут же вспомнили как же хорошо, что мало воды и сухо, прошли по высохшим верховым болотам. По пути встретили геологов, пораспрашивали у них по маршруту, они нам на карте показали как нам лучше пройти и предупредили, что впереди нас ждут «камушки». «Ну, вы же за этим сюда приехали» сказал нам один из геологов. Едем дальше, дорога простенькая, изредка попадаются болотца, но все проезжается на ура. И тут мы уперлись в начало подъема на перевал Акколь, даже и не знаю, как описать то, что мы увидели, камни, булыжники, незакрепленные, все гуляет под колесами, слева и справа верховые болота, объездов нет. Делать нечего, начинаем подъем, штурмана идут впереди и проводят машины, дует сильный ветер, ощущается нехватка кислорода, практически у самой вершины закипел «паджерик», делаем вынужденную остановку. У меня на машине всплыла проблема с бодилифтом, из-за перегруза автомобиля раздавило кронштейны в кузове, в которые упираются проставки бодилифта, задним бампером зажало заднюю дверь, настроение команды упало. Наконец-то поднялись, подъем занял порядка полутора часов, все это время в напряжении, даже уже тактику свою выработали прохода больших булыжников. Высота 2700 метров. «Ну, все» подумали мы, далее спуск, надеялись, что он будет проще. Проще, но не особо, те же булыжники, те же болота, Алексей немного задумался и пропустил один из камней и четко передним мостом ударился в камень, удар был на столько жесткий, что Виктория головой практически разбивает лобовое стекло, защита двигателя загнута винтом, больше повреждений пока замечено не было. Я тоже умудрился в нескольких местах загнуть защиту двигателя, но не критично. В конце так вообще руки у нас почти опустились, когда мы уперлись в жесткий скальник, который уходил за поворот и неизвестно, насколько он протягивается. По навигатору до развилки дорог нам оставалось порядка 4.5 км и это радовало. К нашему счастью скальник был не затяжным, всего 200-300 метров. Пройдя скальник обнаружили, что кузов у меня все больше и больше проседает, решили освободить, по мере возможности, экспедиционный багажник, разлили всё топливо по машинам и двинулись дальше.

























Выйдя на перекресток проселочных дорог, мы нашли ориентир, указанный нам геологами, это был памятник пограничникам. По карте недалеко был сворот на перевал Жумалы, но видать сказалась усталость и мы пролетели этот сворот. Возвращаться обратно не стали, по карте мы должны были выйти на дорогу, ведущую к началу подъема на перевал Теплый Ключ. Было решено дойти до этой дороги и двинуться в сторону Джазатора.












Вышли на дорогу, сделали привал с «перекусом», уж очень штурман у меня оголодал. Пока «перекусывали» я обнаружил, что потерял антенну от рации на 27МГц, открутилась, такая была тряска на перевалах. Вышли на основную гравийку, ведущую в Джазатор, усталость стала сказываться, по пути нашли отличное место для стоянки и ночлега, решили не доезжать до Джазатора (оставалось еще 40 км), разбили лагерь и заночевали.










     День шестой: На этот день решили устроить «дневку», отдохнуть и подремонтировать автомобили. У паджерика обнаружилась течь масла с переднего моста, что рушило все наши дальнейшие планы по пребыванию на плато. С текущим мостом крайне не безопасно было нырять в броды, плюс подключать полный привод было так же нежелательно. На своей машине я обнаружил причину просадки кузова, снял задний бампер. Решили на следующий день возвращаться в Кош-Агач, там по мере возможности ремонтироваться и дальше уже принимать решение о дальнейшем нашем пребывании на Алтае.











        День седьмой: Утром двинулись в Кош-Агач, пройти предстояло порядка 100 км. Ехали крайне аккуратно, дабы не нанести еще больший урон автомобилям. Последние 30 км к погранзаставе, через которую мы заезжали и Кош-Агачу выдались сложными, хотя мы уже проезжали по этой дороге, сегодня нам она показалась как сплошная стиральная доска, ехали крайне медленно. Дошли до заставы, у нас проверили пропуска и, пожелав удачного пути, подняли шлагбаум. Стоит отметить, что пограничники были очень любезны и тактичны. Заехав в Кош-Агач, сразу стали искать автосервисы, мне была необходима сварка, Алексею нужно было найти сальник привода. Сварку мы нашли быстро, а вот с сальником в Кош-Агаче были серьезные проблемы. Ближайший населенный пункт, где мог быть сальник это Горно-Алтайск, 450 км от Кош-Агача. Пока шли сварные работы с моим авто мы еще раз проинспектировали мост паджерика, проверили уровень масла и приняли решение двигаться в Акташ и там уже принимать окончательное решение о дальнейших действиях. Отдельно хочется сказать о «Кош-Агачинских сервисменах», толи мне такой попался, толи все они там криворукие, короче приварив к кузову две пластины, 10х10 см каждая, в которые упираются проставки бодика с меня взяли 3500 рэ, но делать нечего, заплатили. Проехав менее 100 км эти пластины стало вновь продавливать, хотя «сервисмен» уверял, что пластины из 3мм стали. Уже дома, срезав эти пластины, обнаружили, что сталь ну никак не 3мм, а всего 1мм. Но что сделано, то сделано. В Акташе мы заехали в уже нами любимую кафешку, заказали лагман и самсу. Состояние у всех было непонятное, сильная усталость, наверно сказался быстрый спуск с высоты. Недолго думая, взвесив все за и против, решили возвращаться, но с заездом в окрестности Томска на дачу к Славе, которая располагается на берегу Оби. В этот день мы дошли до Усть-Семы, где и заночевали в кемпинге.



         День восьмой: Весь вечер накануне и этим утром лил дождь, собрав вещи и приняв душ мы выдвинулись до ближайшего кафе позавтракать. Далее нам предстоял путь в 700 км до дачи. К вечеру мы были на месте, где нас ждала баня и гостеприимные родители Славы.

Девятый день мы провели на даче, жарили шашлык из баранины, ловили рыбу в Оби и на следующий день выдвинулись в сторону дома.







И немного статистики по моему автомобилю:

Общий пробег составил 4100 км.
Потрачено топлива: 483л
Средний расход: 11,8л/100км

Весь альбом можно посмотреть ТУТ
ВАЗ 21013 "ПУЛЯ" 1200сс МТ
Honda Integra DA7, ZC, 1600сс АТ
Toyota Cresta GX90, 1G-FE 2000сс АТ
VW PASSAT B5+, ALZ, 1600сс МТ
SSangYong Musso, 4WD,2900сс,TD,МТ
MMC Montero III, 4WD, 3800cc, AT